МНЕНИЯ И АНАЛИТИКА

Помогают ли тесты выбрать профессию?

В интернете есть много бесплатных тестов на определение интересов и склонностей. Если подросток совсем не представляет, чем он хотел бы заниматься, то подобные тесты могут задать вектор размышлений. Но если результаты тестов и то, что он хотел бы, противоречат друг другу - надо слушать прежде всего себя.

Если же подросток уже в выпускном классе, но так и не имеет никаких идей, то в этом случае, конечно, лучше проходить профессиональную диагностику. В частности важно учитывать профиль интеллектуальных способностей. Он позволяет максимально исключить области профессионального неуспеха и спрогнозировать потенциально перспективные.

Также специальные тесты могут помочь выбрать наиболее перспективную для профессионального развития область в том случае, если интересов много и ребенок мечется.

Существует правило: если есть интерес, то надо следовать за интересом. Если интереса нет, то стоит проходить тестирование и опираться на имеющиеся способности.

Профориентационные программы центра направлены на сопровождение подростков и их родители в период определения будущего профессионального  пути после школы и построения образовательного маршрута. "Легко, Если Вместе" Программы

© Черкасова Елена

 

С какими основными проблемами сталкиваются выпускники при выборе профессии?

Основных проблем две. Первая  - это незнание и непонимание себя самих, своих интересов, желаний, смутное представление о своем будущем. Когда школьников спрашивают об их мечтах и целях, то на весь класс из 30 человек, то обычно четко ответить могут максимум 3-4 ученика. И профессиональные цели подростки ставят намного реже, чем того ожидают взрослые.

У современных детей есть любопытный разрыв между целями и способами их достижения. Соответственно подросткам иногда сложно выстроить траекторию, стратегию достижения целей, продумать запасные пути.

Вторая проблема – это элементарное незнание того, что происходит в стране и на рынке труда, какие профессии существуют, что нового происходит в мире. Когда знание о профессиях ограничивается «юристом, экономистом, учителем, врачом и инженером», то выбирать, конечно, сложно.

Какие есть выходы из этих ситуаций?

Что касается незнания себя, то основное – это начинать включаться в профессиональную деятельность как можно раньше. Возможностей и путей сейчас достаточно. Существует много центров и образовательных проектов, которые предлагают летние и каникулярные тематические профессиональные программы. Нужно посещать кружки, летние практики, которые предлагают центры занятости.

Не все знают, что официально работать по трудовому договору можно уже с 14 лет. Иметь опыт трудовых отношений, почувствовать «взрослую» ответственность – важный момент при выборе и планировании профессиональной траектории.

На психологических тренингах и тренингах профессионального самоопределения можно получить структурированную информацию и проработать основные «точки неясности». Таким образом можно сэкономить время на выбор и познакомиться со стратегиями планирования, которые помогут в дальнейшей жизни.

Но, конечно, основное – это личная активность ребенка. Подросток должен перепробовать много разных дел, чтобы найти «свое». И лучше это сделать в школьный период, чем получить образование в колледже или вузе, потратить несколько лет и нередко деньги и понять, что то, что ты выбрал, тебе не подходит.

 

© Черкасова Елена - психолог Карьерного Центра "ЛЕВ". Руководитель тренинговых профориентационных программ.

В конце 2015 года Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел массовое исследование среди абитуриентов и их родителей, в котором приняли участие 2 200 респондентов из 20 субъектов РФ. Среди опрошенных выделили несколько целевых групп: студенты первых курсов абитуриенты и их родители, учителя, преподаватели вузов.

Основной задачей было выяснить, является ли наличие вступительных экзаменов главным критерием при выборе вузов абитуриентами.

Требование ФГОС освоить проектную и исследовательскую деятельность (в урочной и во внеурочной работе) как обязательное для всех школьников страны, закрепленное вдобавок специальной строкой в аттестате о полном среднем образовании, есть настоящая и глубокая новация. Самая, наверное, трудная для внедрения из всех фгосовских нововведений, поскольку ничего похожего в массовой педагогической практике российских школьных работников не было. А если и было, то на уровне профанации.

Недавно был проведен массовый интернет-опрос, в котором приняли участие школьник разных городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Калининграда, Екатеринбурга, Самары, Омска, Сочи, Ростова-на-Дону, Хабаровска, Красноярска, Казани, Волгограда, Пензы, Ижевска, Челябинска, Краснодара и др. Почти 9000 тысяч участников поделились в сети личным опытом и мнением о том, насколько сложно сегодня учиться современному школьнику.Организаторы опроса поделили участников на три группы: первая – ученики начальной школы (в опросе приняли участие 1075 человек), вторая группа – ученики средней школы (6364 человека), третья группа – ученики старшей школы (1036 человек). Опрос состоял из 7 ключевых вопросов, ниже представлены ответы учеников в процентном соотношении исходя из того, к какой группе относится респондент: 

Задайте такой вопрос школьникам, и они хором ответят: «Конечно, вредно»! Интересно, что этого же мнения придерживаются не только дети, но и некоторые ученые. Профессор из университета Дьюка Харрис Купер нашел доказательства того, что «нелюбимые» домашние задания не так уж и полезны! Конечно, этот факт вызывает много вопросов и утех, кто категорически против отмены школьных заданий и даже у тех, кто за нее.

Среди множества образовательных нововведений, мод и «требований сверху» очень важно не пропустить те подлинные кристально твердые и ясные тренды, которые переросли моды и модников, став устойчивыми ориентирами, позволяющими «услышать ось земную, ось земную» (О. Мандельштам). Один из таких безусловных в своей ценности трендов – индивидуализация в образовании. Многие мифы о ней давно опровергнуты. Однако тренд крепнет, и рождаются новые мифы. Обсудим?

                      ПРИГЛАШАЕМ! 

*Курсы по подготовке к ОГЭ, ЕГЭ 8-11 класс с 20 марта - 20 мая

МАТЕМАТИКА   Регистрация

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ  Регистрация

РУССКИЙ ЯЗЫК  Регистрация

*Программа профессионального самоопределения  подростка "ВРЕМЯ ВЫБИРАТЬ"    старт  в марте    Регистрация

*

 

Регистрация