Помогают ли тесты выбрать профессию?

В интернете есть много бесплатных тестов на определение интересов и склонностей. Если подросток совсем не представляет, чем он хотел бы заниматься, то подобные тесты могут задать вектор размышлений. Но если результаты тестов и то, что он хотел бы, противоречат друг другу - надо слушать прежде всего себя.

Если же подросток уже в выпускном классе, но так и не имеет никаких идей, то в этом случае, конечно, лучше проходить профессиональную диагностику. В частности важно учитывать профиль интеллектуальных способностей. Он позволяет максимально исключить области профессионального неуспеха и спрогнозировать потенциально перспективные.

Также специальные тесты могут помочь выбрать наиболее перспективную для профессионального развития область в том случае, если интересов много и ребенок мечется.

Существует правило: если есть интерес, то надо следовать за интересом. Если интереса нет, то стоит проходить тестирование и опираться на имеющиеся способности.

Профориентационные программы центра направлены на сопровождение подростков и их родители в период определения будущего профессионального  пути после школы и построения образовательного маршрута. "Легко, Если Вместе" Программы

© Черкасова Елена

 

С какими основными проблемами сталкиваются выпускники при выборе профессии?

Основных проблем две. Первая  - это незнание и непонимание себя самих, своих интересов, желаний, смутное представление о своем будущем. Когда школьников спрашивают об их мечтах и целях, то на весь класс из 30 человек, то обычно четко ответить могут максимум 3-4 ученика. И профессиональные цели подростки ставят намного реже, чем того ожидают взрослые.

У современных детей есть любопытный разрыв между целями и способами их достижения. Соответственно подросткам иногда сложно выстроить траекторию, стратегию достижения целей, продумать запасные пути.

Вторая проблема – это элементарное незнание того, что происходит в стране и на рынке труда, какие профессии существуют, что нового происходит в мире. Когда знание о профессиях ограничивается «юристом, экономистом, учителем, врачом и инженером», то выбирать, конечно, сложно.

Какие есть выходы из этих ситуаций?

Что касается незнания себя, то основное – это начинать включаться в профессиональную деятельность как можно раньше. Возможностей и путей сейчас достаточно. Существует много центров и образовательных проектов, которые предлагают летние и каникулярные тематические профессиональные программы. Нужно посещать кружки, летние практики, которые предлагают центры занятости.

Не все знают, что официально работать по трудовому договору можно уже с 14 лет. Иметь опыт трудовых отношений, почувствовать «взрослую» ответственность – важный момент при выборе и планировании профессиональной траектории.

На психологических тренингах и тренингах профессионального самоопределения можно получить структурированную информацию и проработать основные «точки неясности». Таким образом можно сэкономить время на выбор и познакомиться со стратегиями планирования, которые помогут в дальнейшей жизни.

Но, конечно, основное – это личная активность ребенка. Подросток должен перепробовать много разных дел, чтобы найти «свое». И лучше это сделать в школьный период, чем получить образование в колледже или вузе, потратить несколько лет и нередко деньги и понять, что то, что ты выбрал, тебе не подходит.

 

© Черкасова Елена - психолог Карьерного Центра "ЛЕВ". Руководитель тренинговых профориентационных программ.

      КАК ВЫБРАТЬ ПРОФЕССИЮ ИЛИ ЗАЧЕМ НУЖНА ПРОФОРИЕНТАЦИЯ?

В чем причина того, что более 80% выпускников не работают по специальности?

Возможно сложно ориентироваться в большом количестве информации, новых профессиях,  или может быть это проблема адекватной оценки своих собственных качеств и способностей, а иногда и просто интересов?

Если посмотреть на ситуацию выбора профессии, то можно выделить три основных момента, или полюса, если хотите, которые необходимо учитывать и рассматривать комплексно.

Что я «ХОЧУ»?

Сюда входит мотивация и интересы.

Некоторым везет, и они с детства знают, кем хотят быть, а кто-то превращает в будущую профессию свое хобби или увлечение. Для других же, кто не знает чего хочет, может оказаться полезным специальный тренинг или как минимум бесплатное он-лайн тестирование. Такие возможности сейчас предоставляют многие порталы, посвященные учебе и выбору профессии, например, «Учеба.ру», «Мое образование» (moeobrazovanie.ru), на сайте «Гуманитарные технологии» (ht.ru). Также могут помочь стажировки, волонтерские программы, то есть любые ситуации, где есть возможность попробовать «примерить» на себя ту или иную специальность.

Что «НУЖНО»?

И тут имеется в виду не родители, которым по своим личным соображениям надо, чтобы ребенок получил высшее образование, а надо обществу, стране. И это про информированность, про знания о мире и о профессиях вообще.

В настоящий  момент для нашей страны наиболее приоритетные виды деятельности – это инженерно-технические, медицинские, психолого-педагогические специальности.  Но Россия не изолирована от остального мира, технологический прогресс идет быстрыми темпами, и хорошо бы посмотреть на то, какие тенденции существуют и какие специалисты востребованы сейчас за границей.

 

Подумайте, какие отрасли будут расти?  Однозначно все, что связаны с робототехникой, с индустрией персональных сервисов. Будут развиваться медицина, фармакология и сельское хозяйство.

 

Что я «МОГУ»?

Сюда относятся личностные особенности и способности, которые уже сформировались к моменту окончания школы.

Про то, что личностные особенности необходимо учитывать, ясно почти всем на интуитивном уровне. Если вам с трудом дается знакомство с новыми людьми, то и работа, где предполагается много общаться, например в продажах, будет не для вас. Если при одной мысли о работе с документами и каталогами у вас сводит зубы от тоски, то библиотечное дело или бухгалтерия явно не для вас.

Что же касается способностей, то тут все несколько сложнее.  Самооценка и баллы по ЕГЭ здесь редко бывают объективны. Однако, именно способности, которые сформируются к окончанию школы, становятся определяющими для успеха в выбранной профессии. Именно от них  зависит как быстро будет развиваться человек в своей профессии.

Профиль способностей, профиль интеллекта должен соответствовать характеру решаемых задач. Потому что люди с удовольствием делают то, что у них получается хорошо. И если они делают что-то с удовольствием, то быстрее и успешнее в этой деятельности развиваются.

Однако, и тут следует это признать, что объективно оценить свои способности и личностные качества удается далеко не всегда, это лучше делать с помощью специальных тестов и обращаться к специалистам.

Если еще раз посмотреть на три основных вопроса при выборе профессии «ХОЧУ», «НАДО» и «МОГУ», то качественная профориентация должна охватывать их все в комплексе.

Давайте теперь вернемся в самое начало и еще раз подумаем над тем, как сделать выбор? Можно действовать «по старинке»: положиться на мнение других (родителей или знакомых), можно выбрать ВУЗ по результатам ЕГЭ, можно определиться в последний момент или подбросить монетку, а можно все-таки попробовать сделать его взвешенно.

Выбор за вами.

Приходите на программу "ВРЕМЯ ВЫБИРАТЬ" и мы будем рядом для того, чтобы выы сделали правильный выбор.

 

 

 

© Черкасова Елена

                      ПРИГЛАШАЕМ! 

*Курсы по подготовке к ОГЭ, ЕГЭ 8-11 класс с 20 марта - 20 мая

МАТЕМАТИКА   Регистрация

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ  Регистрация

РУССКИЙ ЯЗЫК  Регистрация

*Программа профессионального самоопределения  подростка "ВРЕМЯ ВЫБИРАТЬ"    старт  в марте    Регистрация

*

 

Регистрация