Помогают ли тесты выбрать профессию?

В интернете есть много бесплатных тестов на определение интересов и склонностей. Если подросток совсем не представляет, чем он хотел бы заниматься, то подобные тесты могут задать вектор размышлений. Но если результаты тестов и то, что он хотел бы, противоречат друг другу - надо слушать прежде всего себя.

Если же подросток уже в выпускном классе, но так и не имеет никаких идей, то в этом случае, конечно, лучше проходить профессиональную диагностику. В частности важно учитывать профиль интеллектуальных способностей. Он позволяет максимально исключить области профессионального неуспеха и спрогнозировать потенциально перспективные.

Также специальные тесты могут помочь выбрать наиболее перспективную для профессионального развития область в том случае, если интересов много и ребенок мечется.

Существует правило: если есть интерес, то надо следовать за интересом. Если интереса нет, то стоит проходить тестирование и опираться на имеющиеся способности.

Профориентационные программы центра направлены на сопровождение подростков и их родители в период определения будущего профессионального  пути после школы и построения образовательного маршрута. "Легко, Если Вместе" Программы

© Черкасова Елена

 

С какими основными проблемами сталкиваются выпускники при выборе профессии?

Основных проблем две. Первая  - это незнание и непонимание себя самих, своих интересов, желаний, смутное представление о своем будущем. Когда школьников спрашивают об их мечтах и целях, то на весь класс из 30 человек, то обычно четко ответить могут максимум 3-4 ученика. И профессиональные цели подростки ставят намного реже, чем того ожидают взрослые.

У современных детей есть любопытный разрыв между целями и способами их достижения. Соответственно подросткам иногда сложно выстроить траекторию, стратегию достижения целей, продумать запасные пути.

Вторая проблема – это элементарное незнание того, что происходит в стране и на рынке труда, какие профессии существуют, что нового происходит в мире. Когда знание о профессиях ограничивается «юристом, экономистом, учителем, врачом и инженером», то выбирать, конечно, сложно.

Какие есть выходы из этих ситуаций?

Что касается незнания себя, то основное – это начинать включаться в профессиональную деятельность как можно раньше. Возможностей и путей сейчас достаточно. Существует много центров и образовательных проектов, которые предлагают летние и каникулярные тематические профессиональные программы. Нужно посещать кружки, летние практики, которые предлагают центры занятости.

Не все знают, что официально работать по трудовому договору можно уже с 14 лет. Иметь опыт трудовых отношений, почувствовать «взрослую» ответственность – важный момент при выборе и планировании профессиональной траектории.

На психологических тренингах и тренингах профессионального самоопределения можно получить структурированную информацию и проработать основные «точки неясности». Таким образом можно сэкономить время на выбор и познакомиться со стратегиями планирования, которые помогут в дальнейшей жизни.

Но, конечно, основное – это личная активность ребенка. Подросток должен перепробовать много разных дел, чтобы найти «свое». И лучше это сделать в школьный период, чем получить образование в колледже или вузе, потратить несколько лет и нередко деньги и понять, что то, что ты выбрал, тебе не подходит.

 

© Черкасова Елена - психолог Карьерного Центра "ЛЕВ". Руководитель тренинговых профориентационных программ.

Страница 1 из 14