Русский язык - ОГЭ и ЕГЭ

Экзамен по русскому языку как в 9, так и в 11 классе является обязательным для всех. Формирование орфографической и пунктуационной грамотности учащихся – одна из основных задач при подготовке к предстоящим испытаниям. Также важно научиться работать с текстом: уметь анализировать, выделять в нем различные структурные элементы. Для написания сочинения необходимо научиться правильно и осознанно отбирать необходимые языковые средства для оформления высказывания. Использование алгоритмов, схем-карт, таблиц, то есть ориентирующих схем, поможет в подготовке к экзамену.  


Подготовка к экзаменам  разбита на модули


Структура ОГЭ

  1. Сжатое изложение (Написание сжатого изложения по прослушанному тексту требует от выпускника умения выделять в нём микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное, то есть отбирать лексические и грамматические средства, дающие возможность связно и кратко передать прослушанную информацию; использовать основные приёмы сжатия текста.)
  2. Синтаксический анализ (Правила построения словосочетания, предложения, текста. Способы выражения грамматической основы предложения: подлежащего и сказуемого. Простое осложнённое предложение. Виды сложных предложений. Сложноподчинённые предложения с разными видами придаточных. Способы подчинения придаточной части)
  3. Пунктуационный анализ (Задание включает абсолютно всю пунктуацию, которую изучали на протяжении всего школьного курса. Знаки препинания при однородных членах предложения, обособленных членах предложения; вводные слова и конструкции, обращения; знаки препинания в сложносочинённых, сложноподчинённых и бессоюзных сложных предложениях; пунктуация в предложениях с прямой речью)
  4. Синтаксический анализ (анализ словосочетания; определение главного и зависимого слова, определения вида связи слов в словосочетании, преобразование данного словосочетания в другой вид связи.
  5. Орфографический анализ.
  • Правописание корней слов: гласные и согласные орфограммы;
  • Правописание приставок;
  • Ы-И после приставок;
  • Правописание суффиксов всех частей речи;
  • Правописание окончаний существительных, прилагательных, глаголов, причастий;
  • Правильное употребление твёрдого и мягкого знаков в словах;
  • Правописание наречий, отрицательных и неопределённых местоимений, сложных существительных и прилагательных;
  • Правописание служебных частей речи (отличие их от омонимичных самостоятельных); правописание частицы НЕ со словами разных частей речи.

6. Анализ содержания текста (Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста.)


7. Анализ средств выразительности (Тропы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, гипербола, литота. Синтаксические фигуры речи: фразеологизмы, синонимы, антонимы, диалектизмы.)


8. Лексический анализ (Необходимо определить значение названного в задании слова и заменить его либо синонимом из текста, либо найти противоположное ему по значению слово в тексте (антоним), либо найти слово, соответствующее указанному в задании значению.)


Что нужно повторить?


Слова с точки зрения происхождения: заимствованные или же образовавшиеся в русском языке без заимствования;


Слова с точки зрения их употребления: профессиональная лексика, разговорная лексика, книжные слова, слова-жаргоны, употребляемые людьми определенной среды, диалектные слова, которые встречаются лишь в определенных уголках нашей страны;


Слова с точки зрения их значения: имеющие только одно значение (компьютер), или же имеющие несколько значений (мышка);


Слова с точки зрения смысловых отношений: омонимы, синонимы и антонимы; лексические процессы в русском языке: появление новых слов (неологизмы), утрачивание слов, которым на смену пришли новые (архаизмы), полное исчезновение слов из языка ввиду исчезновения называемых этими словами предметов (историзмы).


9. Сочинение-рассуждение. ( При выполнении экзаменуемый должен продемонстрировать умение аргументировать свои мысли и утверждения, используя в качестве доказательств своей точки зрения примеры из прочитанного текста.  В задании 9.3 появились новые понятия и кроме толкования слова нужно ответить на поставленный в задании вопрос. Что нужно повторить? Структуру сочинения-рассуждения и правила его написания; значение основных понятий и терминов для заданий 9.1 и 9.3; Критерии оценки сочинений)


Структура ЕГЭ


  1. Задания 1-3 связаны с пониманием текста. Для успешного выполнения этих заданий следует научиться анализировать текст, выделять главную информацию, находить причинно-следственные связи.
  2. Задание 4 – проверка орфоэпических норм (ударения).
  3. Задание 5 – паронимы. Необходимо заучить списки паронимов, найти закономерности  и практиковаться.
  4. Задание 6 – лексические нормы языка – это употребление слов и фразеологизмов в свойственном им лексическом значении и нормы сочетания слов и фразеологизмов с другими словами.
  5. Задания 7 -  морфологические нормы русского литературного языка  - это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм числа, рода, кратких форм, степеней сравнения прилагательных). Задания включают большой объём материала, который требуется выучить. Затем следует тренировка.
  6. Задание 8 – грамматические ошибки. Это ошибки в структуре слова, словосочетания или предложения; нарушение какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической или синтаксической.
  7. Задания 9-15 связаны с орфографией (правописание корней, приставок, суффиксов разных частей речи, личных окончаний глаголов). Чтобы справиться с блоком этих заданий, надо знать правила и исключения к ним, обратить внимание на «капканы».
  8. Задания 16-21 посвящены пунктуации (знаки препинания в простых осложнённых предложениях, в сложносочинённых, сложноподчинённых и предложениях с разными видами связи).
  9. Задания 22-26 связаны с текстом (стили, типы, средства выразительности речи).
  10. Задание 27 – сочинение  (алгоритм написания сочинения).